Всероссийский семинар-совещание для руководителей общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования «Медиабезопасность образовательной среды»
24 апреля 2024 года в 11.00 запланировано проведение Всероссийского семинара-совещания для руководителей общеобразовательных организаций и организаций СПО «Медиабезопасность образовательной среды».
Цель мероприятия – повышение уровня осведомленности и компетентности руководителей образовательных организаций в вопросах обеспечения безопасности несовершеннолетних в цифровой среде, формирования компетенций по раннему выявлению вовлеченности обучающихся в деструктивные онлайн-сообщества и работе с несовершеннолетними из группы риска.
Актуальность мероприятия. В условиях современных геополитических, социальных и культурных вызовов, использования информационных технологий в гибридной войне, активного использования социальных медиа для деструктивного воздействия на интернет-пользователей, в том числе для культивации насилия, пропаганды экстремистско-террористической, депрессивно-суицидальной и иной деструктивной идеологии, возрастает актуальность научных, экспертно-аналитических исследований в сфере информационной и медиабезопасности несовершеннолетних.
Интернет способствовал появлению и росту различных деструктивных онлайн-сообществ и субкультур, которые пропагандируют деструктивное поведение, а также установки, которые идут вразрез с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, что прямо противоречит Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Информационной безопасности несовершеннолетних, превентивным мерам по их защите в цифровой среде от деструктивных ценностей и мировоззрений (антисемейные ценности, антиобщественные стереотипы поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, употребление алкоголя и наркотиков, отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов, подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом и др.) уделяется особое внимание на государственном уровне. Проведение исследований и профилактических мероприятий в сфере информационной безопасности несовершеннолетних предусмотрено документами стратегического планирования и федеральным законодательством.
На данный момент интернет-медиа являются средой практически неконтролируемого распространения информации, в том числе деструктивно-агрессивной направленности. При этом использование Интернета становится все более распространенным в повседневной жизни, дети все чаще используют его для различных целей, таких как образование, развлечения и социальное взаимодействие. Такое повышенное воздействие делает их более уязвимыми к столкновению с деструктивной информацией и онлайн-сообществами, которые могут негативно повлиять на их психологическое и социальное благополучие.
Дети как интернет-пользователи, не имеющие сложившуюся устойчивую ценностно-позитивную систему и достаточно сформированное критическое мышление, не владеющие навыками цифровой гигиены и медиаграмотности, становятся жертвами манипуляторов различного толка, попадают под влияние экстремистских, депрессивно-суицидальных, криминальных, человеконенавистнических, сатанистских, оккультных и иных деструктивных онлайн-сообществ, направленных на культивацию идей насилия и ненависти либо к окружающим (собственно агрессивные сообщества), либо к самому себе (аутодеструктивные сообщества).
Представители образовательных организаций, органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних неоднократно поднимали вопрос о необходимости повышения квалификации и проведения комплексных мероприятий, направленных на формирование у педагогов всестороннего представления о существующих проблемах, умения заблаговременно прогнозировать новые угрозы и риски информационной безопасности несовершеннолетних и в соответствии с этим корректировать существующие программы.
В ходе Всероссийского семинара-совещания планируется обсудить следующие вопросы:
- Анализ статистических данных распространения деструктивных сетевых сообществ и иных информационных угроз на территории РФ.
- Современный информационный терроризм (мобилизация молодежи на массовые несанкционированные акции, сваттинг, угрозы массовых расстрелов и т.д.).
- Новые виды угроз: потенциал ИИ и его использования в целях создания и распространения информации, оказывающей деструктивное воздействие на детей и молодежь.
- Медиабезопасность образовательной среды: современное состояние, риски, угрозы (МКУ, скулшутинг).
- Аутодеструктивные сообщества: современное состояние, риски, угрозы (выявление и диагностика признаков вовлеченности подростков и молодежи в современные субкультуры).
- Стратегии информационного продвижения деструктивных сетевых сообществ (методы и приемы информационно-психологического воздействия, используемые деструктивными сообществами).
- Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних (психологические особенности подростков, вовлеченных в деструктивные сообщества: психофизиология, социально-педагогические причины готовности подростков к вовлечению в деструктивную деятельность и т.д.).
- Методы профилактической работы с несовершеннолетними, вовлеченными в деструктивные онлайн-сообщества и несовершеннолетними из группы риска.
- Формирование компетенций педагогических работников по раннему выявлению вовлеченности обучающихся в деструктивные онлайн-сообщества.
- Историческое просвещение и историческая безопасность.
Контактные лица по вопросам взаимодействия:
- Заместитель директора Института информационной и медиабезопасности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Глазков Александр Сергеевич, +7 (499) 244 88 88 доб. 5192, asglazkov@msal.ru. - Эксперт Института информационной и медиабезопасности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Купченко Кирилл Владимирович,+7 (985) 054 88 55, +7 (499) 244 88 88 доб. 7583, kvkupchenko@msal.ru.
Московским педагогическим государственным университетом – ведущим вузом Российской Федерации в области педагогического образования, имеющим богатый опыт в подготовке высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии и социологии образования.
Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – флагманом отечественного юридического образования, крупнейшим юридическим вузом страны, ставшим первым научно-образовательным центром, начавшим реализацию научно-исследовательских и образовательных программ в сфере медиабезопасности образовательной среды на комплексном, межотраслевом и междисциплинарном уровнях.
Ответственное за организацию мероприятия подразделение:
Институт информационной и медиабезопасности.
Всероссийское семинар-совещание будет проходить с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в сфере образования (Минобрнауки России, Минпросвещения России), ведущих специалистов Российской Федерации в области медиабезопасности, преподавателей-практиков в сфере просветительской и воспитательной работы, молодежной политики.
При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации
Мероприятие проводится в рамках реализации проекта “Когнитивный суверенитет и медиабезопасность: право, психология и IT” Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».
В Всероссийский семинаре-совещании для руководителей общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования «Медиабезопасность образовательной среды» приняло участие более 6,5 тысяч специалистов образовательных организаций из разных субъектов Российской Федерации, включая новые территории.
Подробнее об итогах мероприятия вы можете прочитать по ссылке: https://msal.ru/news/universitet-imeni-o-e-kutafina-mgyua-i-mpgu-obedinili-bolee-6-500-pedagogov-dlya-obespecheniya-media/