Приоритет-2030: интервью с руководителем Центра компетенций «КИБЕРПРАВО» Алексеем Минбалеевым
В декабре 2021 года на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Консорциума «Инновационная юриспруденция» создан Центр компетенций «КИБЕРПРАВО».
Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» призван консолидировать ресурсы академического сообщества, государственных органов, крупного и среднего бизнеса, производителей, банков, юристов и других стейкхолдеров для реализации стратегического проекта Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) «КИБЕРПРАВО», разработанного в рамках программы «Приоритет – 2030».
Стратегический кластерный проект «КИБЕРПРАВО» направлен на формирование, развитие и масштабирование синергетического инновационного знаниевого, ценностного и правового комплекса в области понимания и прогнозирования взаимодействия человека и технологий, правового регулирования и правового моделирования эволюционирующего сетевого общества в условиях изменения технологического уклада, цифровизации, становления цифровой экономики, усиления роли киберпространства, экспоненциального роста технологий и информационных систем.
У Центра разные форматы деятельности: формирование доктрины информационного права и его самых перспективных направлений – киберправа (интернет-права), цифрового права, правового обеспечения информационной безопасности, в том числе кибербезопасности; совместные исследования с представителями IT-индустрии и рынков цифровой экономики, прикладные исследования в сферах киберправа,сотрудничество с корпоративными университетами, запуск сетевых программ, реализация междисциплинарных образовательных программ, развитие системы нормативного регулирования цифровой среды, развитие LegalTech-индустрии.
Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» рассматривает в качестве ключевых задач поиск правовых ответов на большие вызовы и угрозы:
- устойчивое развитие экономики на новой технологической основе, в том числе за счет использования технологий искусственного интеллекта, квантовых технологий, технологий виртуальной и дополненной реальности и иных сквозных цифровых технологий;
- исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики;
- новые внешние угрозы национальной безопасности, обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, в том числе вызовы и угрозы информационной безопасности.
Мы поговорили с руководителем Центра Алексеем Минбалеевым – заведующим кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА, доктором юридических наук, профессором, экспертом РАН – о весьма значимой сегодня сфере киберправа.
– Какие результаты деятельности Центра компетенций «КИБЕРПРАВО» Вы рассматриваете в качестве ключевых?
– Реализация целей и задач, которые стоят сегодня перед Центром, должны в совокупности обеспечить правовые ответы на большие вызовы и парадигмальный сдвиг в области концептуального осмысления и правового сопровождения:
- перехода к передовым цифровым технологиям, роботизированным системам, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта на основе проведенных исследований и предложений по развитию законодательства и правоприменения;
- противодействия киберугрозам как источникам опасности для общества, экономики и государства, борьбы с киберпреступностью, обеспечения кибербезопасности и информационной безопасности РФ;
- развития нормативных основ цифровой экономики Российской Федерации;
- трансформации традиционных моделей правосудия в сторону киберправосудия, систем онлайн-разрешения споров;
- защиты цифрового/информационного суверенитета России;
- эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
– Алексей Владимирович, как сегодня развивается система обеспечения кибербезопасности в России? Какие проблемы обеспечения кибербезопасности можно выделить?
– Анализ современного состояния правового обеспечения кибербезопасности позволяет говорить, что развитие правовых средств обеспечения кибербезопасности в России значительно отстает от технических, организационных, программно-аппаратных и иных. К сожалению, отсутствует специальное стратегическое регулирование по данному вопросу, не сформирован единый понятийный аппарат, принципы правового обеспечения кибербезопасности, не сформулирована на государственном уровне система угроз в сфере кибербезопасности, неэффективно применяется система правовых запретов и ограничений в киберпространстве, не развита система сетевого государственного суверенитета. Большинство принимаемых правовых средств сегодня связаны с отдельными институтами: обеспечения защиты информации ограниченного доступа, в том числе государственной тайны, коммерческой тайны, персональных данных, института критически важной инфраструктуры, противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации и др.
В Российской Федерации успешно формируется система правовых и иных средств, направленная на обеспечение функционирования института кибербезопасности на государственном уровне с учетом эффективного взаимодействия государства и бизнеса, гражданского общества. Так, за ряд преступлений в сфере компьютерной информации сформирован еще в 90-е годы XX века институт уголовной ответственности. Правда, он не в полной мере отражает современное состояние развития киберпреступности и требует, бесспорно, своего развития. Институт административной ответственности значительно отстает, не развивается в части возможных составов правонарушений в киберпространстве, а также развития института административной преюдиции для некоторых составов.
Анализ киберугроз позволяет выделить явную тенденцию в последние годы на рост инцидентов, связанных с различными DDoS-атаками. Распространение пандемии коронавирусной инфекции за последний год не повлияло на данную закономерность. Рост киберугроз и киберпеступности за последний год связывается с пропорциональным ростом инцидентов, связанных с различными DDoS атаками. В связи с этим сегодня явно существует необходимость системного правового обеспечения кибербезопасности в России в связи с активным использованием дистанционных технологий электронного взаимодействия.
В силу резкого увеличения пользователей ИКТ-среды и роста пользователей информационной среды происходит рост киберпреступности. В 2022 году прогнозируется ущерб от киберпреступности в размере 8 триллионов долларов США. Ущерб при этом причиняется не только бизнесу, но и государству. Такие кибератаки могут быть угрозой развертывания и военных действий между государствами. Сегодня мировое сообщество уже начинает понимать, что киберугрозам подвержены все страны. Кибератаки стали активно осуществляться и на объекты социальной сферы: больницы и системы здравоохранения, образовательные организации, что вызывает особую опасность. В 2020 году в России было зафиксировано свыше 120 тысяч крупных атак на критическую инфраструктуру ее предприятий и объектов. Большинство из них осуществлялись с территории США, Германии и Нидерландов. Преимущественно они осуществлялись в отношении систем государственного управления, военно-промышленного комплекса, промышленности, здравоохранения, науки и образования.
Сегодня важно повысить предсказуемость киберсреды, общий антикриминальный климат, снизить степень государственной уязвимости.
– В рамках деятельности Центра компетенций «КИБЕРПРАВО» предполагается развивать исследования в области цифрового права. Скажите, а с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться при регулировании цифровых процессов? Каковы возможности Центра в решении таких проблем?
– Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» ставит одной из ключевых задач развитие нормативных основ цифровой среды.
Среди проблем развития законодательства в условиях цифровизации можно выделить: отсутствие фундаментальных исследований, которые бы легли в основу новых проектов, низкий уровень законодательной техники, делегирование широких полномочий коммерческому сектору, отсутствие механизмов ответственности, недоверие новым технологиям, алармизм в обществе.
Важно выделить и проблемы экспертизы проектов в сфере цифровизации: небольшой круг экспертов, экспертиза часто осуществляется теми же субъектами, кто был инициатором, низкий уровень квалификации принимающих участие лиц, выборочный учет позиции экспертов.
Сегодня отсутствуют концепции регулирования отдельных сквозных технологий и отдельных видов хозяйственной деятельности, использующих данные в цифровом виде в рамках цифровой экономики. Опыт с искусственным интеллектом позволяет говорить о динамике в этом процессе, но важно распространить его на иные цифровые технологии.
На решение многих из указанных проблем и нацелена реализация проекта «КИБЕРПРАВО» и деятельность его Центра компетенций.