НовостиМероприятияСоциальная сетьКонтакты
назад

Приоритет-2030: интервью с экспертами Центра компетенций «ГЕОПРАВО» МГЮА

В декабре 2021 года на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Консорциума «Инновационная юриспруденция» создан Центр компетенций «ГЕОПРАВО». О стратегических задачах и ожидаемых результатах деятельности в области геоправа рассказали руководитель центра, директор Высшей школы права МГЮА, кандидат юридических наук Эльвин Теймуров и члены рабочей группы: Людмила Ануфриева, профессор кафедры международного права, доктор юридических наук, профессор, и Светлана Нарутто, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор.

– Каким образом организована работа Центра? Каковы основные направления деятельности

– Деятельность Центра компетенций «ГЕОПРАВО» направлена на построение новых моделей университетской кооперации с профильными органами государственной власти, международными организациями, ведущими юридическими фирмами, крупными корпорациями, лучшими российскими и зарубежными университетами. Мы добиваемся консолидации усилий лучших специалистов для выработки правовых решений задач по таким направлениям, как, во-первых, правовые режимы различных пространств и использования их ресурсов, прежде всего, космоса, Арктики и морских пространств; во-вторых, новая архитектура мироустройства, проблемы международной экономической и военно-политической интеграции; в-третьих, правовое обеспечение гармоничного пространственного развития Российской Федерации, проблемы туризма; и, наконец, научно-технологическое развитие, правовые модели сотрудничества в реализации проектов класса «мегасайенс».

Мы осуществляем свою деятельность в самых разных форматах. Как я уже отметил, приоритетом является решение стоящих перед центром задач при непосредственном участии представителей индустрии и различных отраслей знания, поэтому, в первую очередь, это развитие системы партнерств и коллабораций с индустрией и ведущими российскими и зарубежными университетами, экспертно-аналитическая работа по запросам органов государственной власти и крупных компаний. Мы нацелены на решение конкретных практических проблем, исходя из запросов наших партнеров, и интеграцию полученных знаний и навыков в процесс подготовки обучающихся. В этой связи мы всегда открыты для предложений и запросов заинтересованных лиц в рамках обозначенных направлений деятельности Центра и готовы к сотрудничеству.

Центром организуется ряд фундаментальных и прикладных межотраслевых и междисциплинарных научных исследований. В конечном счете, научно-экспертный потенциал университетского сообщества в кооперации с индустрией позволит сформировать открытое пространство знаний и инноваций в области геоправа, выступающее основой для внедрения новых и совершенствования существующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с возможностью обеспечить приобретение необходимых инновационных компетенций.

– Чем обусловлена концентрация внимания Центра на режимах различных пространств? Каковы основные юридические проблемы, связанные с освоением ресурсов этих пространств?

– Запрос на юридическую ревизию правовых режимов пространств, прежде всего, космоса, района морского дна, Арктики и Антарктики вызван ростом научного знания и технологическим развитием, расширяющими возможности человечества по освоению ресурсов этих пространств, а также национальными интересами государств. Появляются технологии, позволяющие осуществлять разведку и разработку ресурсов, которые отсутствовали на момент установления существующих режимов. В настоящее время ярким примером служат попытки пересмотра режима космического пространства. Как только США удалось обеспечить достаточное вовлечение частного капитала в осуществление космической деятельности и добиться серьезного научно-технологического развития в возможностях освоения ресурсов Луны и других небесных тел, НАСА объявило о подписании с рядом западных государств Соглашения Артемиды 2020 г. Соглашение форсирует такую интерпретацию положений Договора о космосе 1967 г., согласно которой добыча и использование космических ресурсов не являются национальным присвоением. Фактически США предложили свое видение дальнейшего развития отношений по освоению космоса, а перед другими государствами поставлен выбор: присоединиться, реализовывать свои программы, либо остаться «вне игры». В этих условиях России критически необходимо проработать правовую базу для развития исследования и освоения ресурсов различных пространств за пределами национальной юрисдикции.

Кроме проблем освоения ресурсов, в настоящее время приобретают актуальность вопросы использования этих пространств в условиях изменения климата, функционирования различных транспортно-логистических систем, обеспечение прав коренных народов, применения различных инструментов хозяйствования с учетом национальных интересов и многие другие, требующие комплексного разрешения.

(Эльвин Теймуров, руководитель Центра, директор Высшей школы права МГЮА).

 Какое место в решении задач Центра занимают вопросы правового регулирования международной интеграции с точки зрения анализа их реализации в современных условиях?

– В рамках деятельности Центра отдельное направление составляют проблемы построения новой многополярной архитектуры мироустройства, проблемы международной экономической, научно-технической и военно-политической интеграции. Требуют глубокой проработки, особенно с учетом складывающихся геополитических реалий, вопросы правового регулирования торгово-экономического и научно-технического сотрудничества государств в рамках ЕАЭС, БРИКС, воздействия международных документов на внутригосударственную сферу стран, входящих в эти объединения, совместимости инструментов международного сотрудничества стран ЕАЭС, БРИКС с нормами иных интеграционных объединений, обеспечение информационной безопасности в интеграционном пространстве, сотрудничество по вопросам ИКТ, космических исследований, роботехники, искусственного интеллекта, исследований в области сельского хозяйства (биотехнологии), опреснения воды, опустынивания и деградации земель в рамках интеграционных объединений.

Реализуемые проекты не носят сугубо лишь исследовательский характер, а являются и образовательными, будучи направлены на разработку и инкорпорирование результатов теоретических и прикладных исследований в сфере права в образовательный процесс, содействие созданию и внедрению новейших знаний по проблематике проектов. Так, в рамках проекта «Правовое регулирование международной интеграции в области науки, техники, технологий и инноваций в условиях многополярного мира» для целей достижения образовательных индикаторов в содержание включена разработка концепции нового модуля для инкорпорации в программу подготовки магистров «Юрист в сфере науки и технологий», а также создание и внедрение в учебный процесс дисциплин, характеризующихся крайней злободневностью предмета – защита прав человека в связи с использованием новейших технологий (включая, в частности, проведение геномных исследований), что напрямую отвечает требованиям междисциплинарности.

 Что отличает «современность» от иных этапов в развитии интеграции и правовых составляющих, присущих интеграционному сотрудничеству?

– Необходимую долю созвучности с эпохой и не подлежащей недооценке актуальности проекту придает принципиальный элемент, отражающий сущность присутствующей в современной действительности геополитической ситуации, которая определяется сначала снижением влияния отдельных «блоков», а затем и распадом биполярного мира и воцарением монополярности (с несомненной гегемонией США в «западной коалиции»), которая впоследствии вынуждена была, с появлением новых «полюсов силы» и изменений в конфигурации и общей расстановке разновекторных сил, уступить место многополярному миру. Интеграционные процессы в немалой степени обусловили возникновение и распространение явления «многополярности» по множеству слагаемых. Интенсивный подъем в развитии науки и техники, расцвет научно-технического прогресса, а также создание с последующим их внедрением новых концепций и моделей экономического роста в отдельных странах и регионах, приведших к «оформлению» новой группы в составе развивающихся стран в виде особого разряда «пост-индустриальных государств» – все это сказалось на всестороннем укреплении некоторых из них, образовавших собственные «полюсы» влияния, закономерно способствуя эрозии ранее существовавших типов миров (и однополярного, и биполярного).

В свете сказанного, большое внимание уделяется анализу и изучению нетрадиционных форм и центров сотрудничества, в том числе в рамках не только институционализированных образований, но и неформальных объединений – параорганизаций, ярким примером чего выступает БРИКС. К сегодняшнему дню объединение «пятерки» состоялось как диалоговый форум, как механизм практического сотрудничества. Между тем, в более широком плане альянс представляет собой совершенно новый феномен в международной геополитической и даже в известном смысле правовой реальности – «инновационный инструмент глобального управления». В этом случае фокусом в рассмотрении служат и классические – «традиционные» для международного сотрудничества модели: договорные (двусторонние и многосторонние), а также и организационно-правовые (институционные и договорные) формы. В частности, применительно к регламентации экспертной деятельности интересен для использования и в рамках международного научно-технического сотрудничества опыт объединения стран БРИКС по формированию экспертных институтов (к примеру, консорциума экспертных центров стран БРИКС, предусмотренного специальным документом – Декларацией об учреждении консорциума экспертных центров стран БРИКС). Все выглядит весьма просто: каждый приходящий день неизменно приносит что-то новое как в материальный фундамент сотрудничества, так и в его правовую надстройку, обусловливая настоятельность выявления, изучения, сравнения, анализа и синтеза, формулирования выводов.

(Людмила Ануфриева, профессор кафедры международного права МГЮА, доктор юридических наук).

– Какие проблемы препятствуют устойчивому и сбалансированному пространственному развитию России?

Одной из тенденций пространственного развития России является концентрация населения, экономики, научной, научно-технической и инновационной деятельности в городских агломерациях. Проблемы связаны с неравномерным развитием территорий России, снижением устойчивости национальной системы расселения, сокращением численности населения малых и средних городов, низким уровнем комфортности городской среды в большинстве городов, неразвитостью современной транспортной инфраструктуры. Существенной проблемой является значительное отставание уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, ухудшение демографической ситуации. В числе проблем также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций, недостаточность высокотехнологичных производств в структуре экономик территорий.

Эти проблемы отражены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством России.

– Возможно ли правовыми средствами решить вопросы жизнеобеспечения и устойчивого развития «малых» территорий проживания населения?

– Ответ на данный вопрос лежит как в плоскости юридической трактовки имеющегося и возможного в будущем законодательства, так и в оценке социально-экономического положения сельских и городских поселений, перспектив их самостоятельного развития. Не секрет, что значительное число отдаленных поселений, особенно на территориях северной части страны, имеют слабые перспективы экономического развития. Это не означает, что данные поселения должны быть исключены из программ поддержания в них достойного уровня жизни населения. Государство призвано принимать меры, для того чтобы создать условия для поддержания в них приемлемого уровня жизни. Определение таких мер и условий – задача юристов, специализирующихся в различных отраслях права: муниципальном, градостроительном, административном, финансовом, экологическом, предпринимательском, инвестиционном и др. в тесном сотрудничестве с представителями власти, гражданского общества, бизнеса, научного сообщества. Юристы выявляют пробелы и другие дефекты правового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и предлагают механизмы совершенствования нормативных правовых актов, влияющих на ускорение экономического роста, научно-технологического и инновационного развития территорий, включая развитие городов, характеризующихся особым статусом монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), исторических поселений и наукоградов.

– Имеется ли связь местного самоуправления с пространственным развитием РФ?

– Самая прямая, так как низовым звеном пространственного развития России является территория муниципальных образований, где осуществляется местное самоуправление. Поэтому сегодня вновь встает проблема поиска идеальной модели территориальной организации местного самоуправления, что отражается в живом обсуждении проекта нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

В развитии пространственной сферы местного самоуправления в Российской Федерации наметилась тенденция укрупнения муниципальных образований. Структура муниципально-территориального устройства ряда субъектов России за последние годы претерпела серьезную модификацию. Динамика законодательных изменений свидетельствует о территориальной перенастройке, направленной на сокращение численности сельских поселений в рамках процессов социально-экономической интеграции для создания реальной возможности повышения качества жизни населения, комфортности городской и сельской среды.

– Сегодня в ходу тренд «Умный город». Чем умный город отличается от обычного? Какая роль в создании «умного города» отводится юристам?

– «Умный город» (Smart City) – это градостроительная концепция интеграции множества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для управления городской инфраструктурой. Другими словами, это город, который стремится стать более продвинутым в применении новых, интеллектуальных, цифровых технологий в инфраструктуре и услугах (управленческих, транспортных, образовательных, медицинских, энергетических, коммунальных), всего того, что делает жизнь населения более удобной, комфортной и безопасной. «Умный город» ориентирован на устойчивость и экологичность, развитие малого и среднего бизнеса, участие общественности в управлении; он доступен и открыт для жителей и новых идей.

Проблемы правового регулирования городской застройки в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность. Создание объектов капитального строительства является одной из основных форм инвестиционной деятельности. Эти объекты должны удовлетворять потребности общества в увеличении производственных мощностей современных промышленных предприятий, населения в жилье, транспорте, социальном обслуживании и коммунальных услугах.

Городские округа и другие муниципальные образования принимают свои стратегии социально-экономического развития и планы мероприятий по реализации этих стратегий. Задача юристов – уже на начальном этапе оценить качество действующего нормативного регулирования планирования развития территорий городов, выявить проблемы и предложить рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования планирования развития территорий «умных городов».

(Светлана Нарутто, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА, доктор юридических наук).

Авторизоваться

Забыли пароль?

Доступ к закрытому тематическому разделу

Вид доступа

NO